Елизавета пришла в психологию совсем из другой сферы, но уже спустя год обучения открыла частную практику. В качестве специализации она выбрала сексологию. В интервью Елизавета рассказала о нюансах и сложностях этого направления, а также о впечатляющих результатах, которых может достичь сексолог.
Елизавета Парфенова — психолог-сексолог
Соцсети: Telegram
Интересный факт: в частной практике комбинирует терапию и образование
Цель, с которой пришла учиться: сменить карьеру и сделать психологию своей профессией
Программы профпереподготовки и повышения квалификации: «Прикладная сексология в работе психолога-консультанта»
Читайте в статье:
Почему сексология? Как определиться со специализацией и найти подходящий курс
— Елизавета, с чего начался ваш путь в психологию?
— Я увлекалась психологией давно, но сначала это был поверхностный интерес. Я работала в консалтинговой компании, чувствовала, что это не совсем «мое», но не думала о том, чтобы сделать психологию своей профессией.
Так продолжалось, пока я не увидела у одного блогера рекламу набора на обучение сексологии. Для меня это было совершенно новое направление, и оно сразу показалось мне интересным, необычным.
Кроме того, сексология — конкретная специализация, она более практичная по сравнению с общей психологией, а значит, формирует узкий круг запросов и дает четкое место в системе знаний. В этот момент я и подумала, что сексология может стать моей профессией.
На обучение, которое рекомендовал блогер, я не откликнулась — тот курс мне не подошел. Но интерес привел меня в Институт прикладной психологии. Я закончила вашу программу по сексологии, продолжаю проходить другие программы с повышением квалификации и уже веду частную практику.
Получите квалификацию сексолога и помогайте клиентам в преодолении интимных проблем
- официальный диплом о профпереподготовке
- дистанционный формат
- сопровождение куратора на протяжении всего обучения
— Интересно узнать, почему вы остановились именно на нашем Институте и какие впечатления у вас остались от обучения?
— Я педантично отношусь к выбору обучения и подмечаю даже небольшие детали. Например, столкнулась с тем, что на некоторых площадках дают только вебинары в записи, трехлетней давности. Странно видеть такой подход, особенно когда при этом на обучающую программу стоит большой ценник.
В Институте прикладной психологии, помимо ответственного отношения к Слушателям, мне понравилось, что программа по сексологии включает в себя как бы два больших раздела. В начале обучения дается вводная информация по общей психологии, что было полезно для таких, как я, новичков. И только после этого идет планомерное погружение в тему сексологии.
Еще один плюс — удаленный формат позволил мне совмещать обучение с работой в офисе. Но, конечно, без личной мотивации и навыков самоорганизации все равно не обойтись.
Как открыть частную практику без опыта и заговорить с клиентами о сексе
— Елизавета, поделитесь вашим опытом открытия частной практики. С какими сложностями вы столкнулись и как их преодолели?
— Сначала мне было страшно. Я чувствовала себя неуверенно и не понимала — как это, представляться психологом, если у тебя нет опыта? Но важно не дать этому страху разрастись, поэтому уже спустя год обучения я начала принимать первых клиентов.
Я завела небольшой блог в соцсети, но самой эффективной рекламой оказалось сарафанное радио. Сначала ко мне приходили через знакомых. Затем я выставила свои услуги на Авито по минимальному ценнику — 500 рублей за сессию — и получила первых клиентов через эту площадку. Постепенно я подняла цены до 2500 рублей и сейчас работаю с этой стоимостью. Также у меня есть акция — первые 20 минут консультации бесплатны. Они позволяют человеку понять, подходит ли ему конкретный специалист, без привязки к цене.
Сегодня у меня уже трое постоянных клиенток, а разовых встреч я провожу еще больше. Специфика моей работы такова, что только 30% доходят до повторного сеанса. К этому просто нужно привыкнуть.
— Интересно, с чем это связано? С тем, что многим сложно разговаривать на интимные темы?
— Да, именно. Тема секса табуирована, она связана с большим чувством стыда и страха. Многим сложно заговорить о своей интимной жизни даже с близким, а тут — незнакомый человек.
Но главная сложность, на мой взгляд, заключается в другом. Практически каждая моя клиентка боится озвучивать свой запрос, потому что убеждена: она единственная, кто столкнулся с подобной ситуацией.
Клиентка думает, что какая-то «не такая», что она повергнет психолога в шок и поставит в тупик. Но на деле всегда оказывается, что с похожей проблемой сталкиваются миллионы женщин по всему миру.
Чтобы помочь клиенткам перешагнуть через неуверенность и довериться мне, я подхожу к ним с эмпатией и спокойствием. Всегда предупреждаю, что терапия не должна быть насильственной: если вы не готовы ответить на какой-то вопрос или вам неприятно обсуждать что-то интимное, всегда можно попросить опустить эту тему. Подход к клиенту важнее любой техники: если между вами нет доверия, не поможет даже самый широкий инструментарий.
Как сексолог помогает принять свое тело и справиться с болью
— Вы упомянули, что многие проблемы в сексуальной жизни оказываются распространенным явлением. А с какими запросами к вам обращаются чаще всего?
— Из моих наблюдений — 90% женщин сталкиваются с неприятием собственной сексуальности. Они стесняются ее, не знают, как проявлять. Не менее распространенная трудность — зажатость и страх, неумение расслабляться. Мысленная «жвачка», которая свойственна многим женщинам, мешает получению удовольствия и еще глубже загоняет в рамки комплексов
Помимо психологических причин, эти проблемы вызывает в том числе отсутствие сексуального просвещения в нашей стране. Многие живут интимной жизнью даже без элементарных знаний в анатомии. Я не была исключением: когда прошла курс в Институте, узнала много нового про то, как устроено тело и сколько, оказывается, мифов окружает сексуальную жизнь человека.
Сексологу зачастую необходимо брать на себя образовательную роль. Иногда незнание становится источником психологических проблем, а бывают ситуации, когда достаточно объяснить клиентке анатомические особенности тела, и ее запрос тут же решается. Вот так я в частной практике комбинирую терапевтическую и просветительскую функции.
— Интересно узнать о каком-то клиентском случае, которым вы особенно гордитесь. Расскажете о таком кейсе?
— Конечно. Ко мне пришла девушка и пожаловалась, что ей больно во время секса. Неприятные ощущения были постоянно и варьировались от 5 до 9 по 10-балльной шкале. После первого разговора стало ясно, что причина лежит именно в области психологии.
Всего за 3 сеанса нам удалось найти и решить эту проблему. Выяснилось, что у девушки был неудачный и даже насильственный первый опыт. Травма закрепила в сознании установку: «секс = боль». Тогда я дала ей адаптированный вариант техники «разговор с симптомом». Мы представили боль клиентки: как она выглядит, где находится, на что похожа. После визуализации девушка мысленно избавилась от этого объекта. Сначала ей было немного грустно. «Я ведь даже не знаю себя без этой боли», — поделилась клиентка.
После этой сессии мы попрощались, и больше девушка ко мне не приходила. А спустя время написала мне, что боль действительно ушла. Она научилась расслабляться, отпустила травматичный опыт и наконец-то начала получать удовольствие. Конечно, я считаю, что 3 сеанса — слишком мало для глубокой и комплексной работы. Но главное, что мы эффективно и быстро добились реального результата!
— Ваша история доказывает, что психологическая работа может изменить очень многое — вплоть до физических ощущений в теле. Здорово! Елизавета, поделитесь планами на будущее. Как планируете развиваться дальше?
— Я не прекращаю учиться и прохожу одно обучение за другим. При этом следую своим профессиональным интересам. Например, сейчас начала учиться на курсе по помощи людям, пережившим сексуальное насилие. Как понятно из случая выше, вопрос травматизации психики и ее восстановления актуален для сексологов. И действительно, я слушаю кейсы, которыми делятся коллеги, и у меня мурашки — такие бывают страшные ситуации. Я хочу помогать всем, кто столкнулся с насилием, и поэтому все глубже погружаюсь в тему ПТСР, а также начинаю изучать клиническую психологию, чтобы работать со сложными симптомами на грани психологии и психиатрии.
— Уверены, ваша работа поможет многим женщинам наладить жизнь и справиться с психологической травмой. Большое спасибо за интервью!