Сейчас отличное время для того, чтобы начать частную психологическую практику. С каждым годом спрос на услуги в сфере психологии только растет. Популярность профессии тоже набирает обороты, что прямо влияет на рост потребности: все меньше людей считают психологию «лженаукой» и все больше — рассказывают об успешном клиентском опыте, продвигая психологические услуги.
Анастасия Тимофеева, наш преподаватель-эксперт, рассказала, какие требования к специалисту и бизнес-процессам в профессии предъявляют реалии — чего ждут от психологов и на что обращать внимание, чтобы идти в ногу со временем.
Читайте в статье:
Что поможет выстроить успешную практику
1. Создавайте безопасное пространство. Стресс и тревога актуализируют потребность в безопасности. Людям нужна предсказуемость и стабильность. Сейчас особенно важно найти свою нишу, определить модель мира и методы работы. Клиенту важно понимать, пришел он к психологу или к наставнику — это разные роли.
Вашими конкурентными преимуществами будут: прозрачный контракт с четко обозначенными правилами взаимодействия; регулярность встреч и их ритуализация — один и тот же кабинет, один и тот же вопрос в начале каждой встречи и так далее.
2. Предлагайте высокий уровень сервиса. Потенциальные клиенты привыкают к психологии как к части обыденной жизни. Они смотрят ролики, ходят к специалистам. Они привыкли к понятному сайту, уютному кабинету и высокому качеству «картинки» на видео. В то же время, социально-политическая ситуация способствует высокому уровню напряженности, а значит люди острее реагируют на любой дополнительный дискомфорт.
Чтобы клиенты приходили и оставались в работе, важно создать для них комфорт. Повышение уровня сервиса — один из факторов, который обеспечит специалисту и возможность повысить стоимость услуг.
3. Изучайте клиническую психологию. Все чаще обращения к психологу связаны с пограничными состояниями, которые требуют в том числе внимания врача-психиатра. Растет число клиентов с тревожными расстройствами, депрессивными и субдепрессивными состояниями, ПТСР.
Переживая о внешней жизни и делах, клиенты не всегда замечают и адекватно оценивают свои состояния. Все чаще «неклинические» жалобы, такие как «постоянные ссоры в семье» или «синдром самозванца», оказываются связанными с клинической симптоматикой. Поэтому важно уметь как минимум распознавать такие состояния, чтобы вовремя направить клиента к нужному специалисту.
4. Формируйте сеть контактов со смежными специалистами. Люди возвращаются из социальных сетей к сарафанному радио. Если человек уже успешно работал с каким-то специалистом, он скорее доверится его рекомендации, чем будет искать смежные услуги самостоятельно.
Если вы сможете порекомендовать клиенту хорошего врача-психиатра, невролога, имиджмейкера или профориентолога, это может стать для него дополнительным знаком заботы, поможет быстрее найти нужных профессионалов и, соответственно, быстрее достичь своих целей.
Чего не нужно делать психологу
1. Не рассказывать вашему кругу общения о том, что вы учитесь на психолога. Даже если вы только поступили, рассказывайте уже сейчас. Рассказывайте о том, что интересного узнаете и понимаете благодаря обучению, делитесь своими изменениями и озарениями, полученными в результате вашей личной терапии.
Станьте для своих знакомых проводником в захватывающий мир психологии. Когда вы будете готовы начинать работать, у них уже сложится ассоциация с вами как с человеком, который может помочь. Тогда они с бóльшим доверием будут вас рекомендовать.
2. Бояться показаться потенциальным клиентам «недостаточно проработанным». Думать «Как я смогу помочь, если я еще сам не…» Психолог работает собой. Умение быть искренним и живым, присвоенное право на ошибки и неидеальная жизнь способствуют не только росту доверия к вам, но и формируют круг клиентов, с которыми вы совпадаете по ценностям и качеству жизни.
3. Не общаться с коллегами. Затруднений на работе не бывает только у тех, кто не работает. А остаться со своими затруднениями наедине в нашей профессии — прямой путь к выгоранию и разочарованию.
Оставаться в профессии и быть успешными психологам помогают взаимодействие внутри профессионального сообщества, коллегиальное общение и регулярные супервизии. Это поможет не только находить ответы на сложные практические вопросы, но и держать руку на пульсе развития профессии, оставаться в тренде.
Рекомендации начинающим психологам
Если вы только-только готовитесь выйти в практику:
- Не пытайтесь обязательно принести «хоть какую-то» пользу клиенту. Уделяйте достаточно времени тому, чтобы клиент точно смог сформулировать, чего именно он от вас ждет. Не работайте за рамками запроса.
- Не работайте бесплатно. Плата за ваш труд — это также инструмент терапии, который работает в интересах клиента.
- Не бойтесь отказываться от клиентов. Если клиент вам не комфортен, вам тяжело или неприятно взаимодействовать с ним, не соглашайтесь продолжать работу. Он найдет себе психолога, с которым у него сложится взаимно приятный альянс, а вы сможете инвестировать это время более комфортно и ресурсно.
Желаю вам комфортного старта в профессии!