Сейчас отличное время для того, чтобы начать частную психологическую практику. С каждым годом спрос на услуги в сфере психологии только растет. Популярность профессии тоже набирает обороты, что прямо влияет на рост потребности: все меньше людей считают психологию «лженаукой» и все больше — рассказывают об успешном клиентском опыте, продвигая психологические услуги.
Анастасия Тимофеева, наш преподаватель-эксперт, рассказала, какие требования к специалисту и бизнес-процессам в профессии предъявляют реалии 2023 года — чего ждут от психологов и на что обращать внимание, чтобы идти в ногу со временем.
Читайте в статье:
Что поможет выстроить успешную практику
1. Создавайте безопасное пространство. Стресс и тревога актуализируют потребность в безопасности. Людям нужна предсказуемость и стабильность. Сейчас особенно важно найти свою нишу, определить модель мира и методы работы. Клиенту важно понимать, пришел он к психологу или к наставнику — это разные роли.2. Предлагайте высокий уровень сервиса. Потенциальные клиенты привыкают к психологии как к части обыденной жизни. Они смотрят ролики, ходят к специалистам. Они привыкли к понятному сайту, уютному кабинету и высокому качеству «картинки» на видео. В то же время, социально-политическая ситуация способствует высокому уровню напряженности, а значит люди острее реагируют на любой дополнительный дискомфорт.Вашими конкурентными преимуществами будут: прозрачный контракт с четко обозначенными правилами взаимодействия; регулярность встреч и их ритуализация — один и тот же кабинет, один и тот же вопрос в начале каждой встречи и так далее.
Чтобы клиенты приходили и оставались в работе, важно создать для них комфорт. Повышение уровня сервиса — один из факторов, который обеспечит специалисту и возможность повысить стоимость услуг.
3. Изучайте клиническую психологию. Все чаще обращения к психологу связаны с пограничными состояниями, которые требуют в том числе внимания врача-психиатра. Растет число клиентов с тревожными расстройствами, депрессивными и субдепрессивными состояниями, ПТСР.Переживая о внешней жизни и делах, клиенты не всегда замечают и адекватно оценивают свои состояния. Все чаще «неклинические» жалобы, такие как «постоянные ссоры в семье» или «синдром самозванца», оказываются связанными с клинической симптоматикой. Поэтому важно уметь как минимум распознавать такие состояния, чтобы вовремя направить клиента к нужному специалисту.
4. Формируйте сеть контактов со смежными специалистами. Люди возвращаются из социальных сетей к сарафанному радио. Если человек уже успешно работал с каким-то специалистом, он скорее доверится его рекомендации, чем будет искать смежные услуги самостоятельно.
Если вы сможете порекомендовать клиенту хорошего врача-психиатра, невролога, имиджмейкера или профориентолога, это может стать для него дополнительным знаком заботы, поможет быстрее найти нужных профессионалов и, соответственно, быстрее достичь своих целей.
Чего не нужно делать психологу в 2023 году
1. Не рассказывать вашему кругу общения о том, что вы учитесь на психолога. Даже если вы только поступили, рассказывайте уже сейчас. Рассказывайте о том, что интересного узнаете и понимаете благодаря обучению, делитесь своими изменениями и озарениями, полученными в результате вашей личной терапии.Станьте для своих знакомых проводником в захватывающий мир психологии. Когда вы будете готовы начинать работать, у них уже сложится ассоциация с вами как с человеком, который может помочь. Тогда они с бóльшим доверием будут вас рекомендовать.
2. Бояться показаться потенциальным клиентам «недостаточно проработанным». Думать «Как я смогу помочь, если я еще сам не…» Психолог работает собой. Умение быть искренним и живым, присвоенное право на ошибки и неидеальная жизнь способствуют не только росту доверия к вам, но и формируют круг клиентов, с которыми вы совпадаете по ценностям и качеству жизни.Оставаться в профессии и быть успешными психологам помогают взаимодействие внутри профессионального сообщества, коллегиальное общение и регулярные супервизии. Это поможет не только находить ответы на сложные практические вопросы, но и держать руку на пульсе развития профессии, оставаться в тренде.
Рекомендации начинающим психологам
Если вы только-только готовитесь выйти в практику:
- Не пытайтесь обязательно принести «хоть какую-то» пользу клиенту. Уделяйте достаточно времени тому, чтобы клиент точно смог сформулировать, чего именно он от вас ждет. Не работайте за рамками запроса.
- Не работайте бесплатно. Плата за ваш труд — это также инструмент терапии, который работает в интересах клиента.
- Не бойтесь отказываться от клиентов. Если клиент вам не комфортен, вам тяжело или неприятно взаимодействовать с ним, не соглашайтесь продолжать работу. Он найдет себе психолога, с которым у него сложится взаимно приятный альянс, а вы сможете инвестировать это время более комфортно и ресурсно.
Желаю вам комфортного старта в профессии!